Что такое маркетинговая среда
Маркетинговая среда — это различные влияния на бизнес и условия взаимодействия с клиентами, партнерами, поставщиками и остальными участниками рынка. Важно уметь адаптироваться под эти влияния и глубоко их изучить.
Виды и факторы маркетинговой среды
В зависимости от факторов, маркетинговую среду разделяют на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя
Внутренняя маркетинговая среда — это потенциал компании:
-
возможности, ресурсы (трудовые, технологические и финансовые);
-
направление деятельности;
-
умение подстраиваться к изменениям внешней маркетинговой среды;
-
репутация, имидж и полученный опыт на рынке.
Какие факторы раскрывают потенциал:
-
руководители, акционеры и иерархия сотрудников;
-
профессиональные навыки, компетентность, должностные обязанности и мотивация персонала;
-
продвижение товаров и конкурентные преимущества;
-
качество продукции;
-
продажи за установленный период;
-
бюджет, бухгалтерия, кредиты, доходы и расходы, заработная плата.
Внешняя
Внешняя маркетинговая среда — все, что может повлиять на деятельность компании извне. Внешнюю среду целиком сложно контролировать. Все глобальные процессы относят к макросреде, а более предсказуемой считается микросреда.
Микросреда фирмы. Предприятие и его сотрудники постоянно взаимодействуют с микросредой:
-
покупателями;
-
поставщиками;
-
конкурентами;
-
партнерами;
-
спонсорами;
-
СМИ;
-
банками и госорганами.
Макросреда фирмы. Она оказывает влияние на бизнес независимо от его масштабов. Компоненты и факторы макросреды :
-
экономическая ситуация: платежеспособность аудитории, инфляция, отраслевые структуры, налоги;
-
политика и законодательство: контроль предпринимательской деятельности, контроль прав потребителя, санкции;
-
технологический прогресс: ужесточение требований безопасности, результаты новых исследований;
-
социально-демографические показатели: численность населения, классовость, потребительская культура;
-
социально-культурные изменения: массовая культура и ценности;
-
природа и экология: опасность производства для окружающей среды, качество сырья, энергетические ресурсы;
-
география: транспортировка сырья и товаров, сотрудники и партнеры из-за рубежа.
Структура анализа маркетинговой среды
Микровнешнюю среду нужно анализировать отдельно от макровнешней. Процессы сильно отличаются масштабами и воздействием на вашу деятельность.
Анализ микровнешней среды. Определите, какие внешние условия позитивны и способствуют развитию вашей компании, а какие несут угрозу. Проанализируйте целиком всю отрасль, чтобы избежать проблем и найти точки роста конкретно для вашего бизнеса.
Анализ макровнешней среды. Изучите законодательство, экономическое положение, общие мировые течения экономики и маркетинга. Адаптируйте деятельность компании под них. Это даст преимущества за пределами компании.
Особенности и принципы исследования среды маркетинга
Для исследования маркетинговой среды есть специальные методики.
Анализ PEST изучает политические (Political), экономические (Economic), социальные (Social) и технологические (Technological) влияния. Помогает вовремя обнаружить новые тенденции и разработки.
Анализ ETOM (Enhanced Telecom Operations Map — расширенная карта телекоммуникационных операций) определяет потенциальные угрозы при выходе на рынок, помогает избежать крупных ошибок до старта продаж.
Анализ QUEST (Quick Environment Scanning Technique — техника быстрого сканирования внешней среды) считывает изменения и дает возможность быстро реагировать на внешние ситуации.
Анализ SWOT (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы) подойдет для планирования стратегии.
Коротко о главном
-
Если вы занимаетесь бизнесом или только планируете, то внимательно изучайте и анализируйте маркетинговую среду.
-
И глобальные мировые процессы, и локальные действия ваших конкурентов, и изменения в законодательстве страны одинаково важны для анализа маркетинговой среды.
-
Поймите, какие факторы влияют на компанию и как можно уменьшить угрозы для развития.
-
Не игнорируйте изменения внешней среды, чтобы вовремя под них подстроиться.