Что такое чек-лист, как его правильно составить и работать по нему
22 июля 2021 Время прочтения статьи: 8 минут
75427
И в повседневной жизни, и в бизнесе, где приходится работать с десятками разных задач, важна эффективность. Чтобы было проще запоминать большой объем, систематизировать работу и контролировать результаты, придумали чек-листы. В чем преимущества этого инструмента, расскажем в статье.
Что такое чек-лист
Чек-лист — это список дел, в котором можно поставить отметку «сделано», когда задача решена.
Такие списки придумали в авиации. В 1934 году во время испытаний новая модель «Боинга» потерпела крушение. Стало понятно, что самолеты слишком сложны для управления, пилоты не могут запомнить и проконтролировать все процессы, которые происходят во время взлета, полета и посадки. Для них создали пошаговую инструкцию, включающую самые важные действия.
Так появился чек-лист или контрольный список. Сначала он помогал управлять технически сложными процессами, но постепенно перебрался во все сферы жизни.
Отличие от списка дел
Чек-лист и список дел похожи: они помогают держать дела в памяти и содержат инструкцию, как достигнуть цели. На этом сходства заканчиваются.
Чек-лист создают для контроля постоянных процессов. А список дел — для конкретной ситуации, его используют один раз. Еще одно отличие — задачи в списках дел можно отменить или перенести. В чек-листе нужно выполнять каждый пункт, причем часто важна последовательность действий.
К примеру, для праздничного ужина нужно купить продукты, выбрать подходящую посуду — это список дел. А рецепт какого-либо блюда — это чек-лист. Дела меняются в зависимости от условий, а чек-лист — нет.
Зачем нужны чек-листы
Чек-листы используют, чтобы организовать процессы. Их применяют для разных сотрудников, например, в ресторане есть контрольный список для официантов, администраторов, барменов и поваров. Это облегчает работу в команде: сотрудникам проводят короткий инструктаж и выдают чек-лист для самостоятельной работы.
Часто чек-листы — это не подробный перечень задач, а список пунктов, обязательных к проверке. Их используют для разных целей. Например, для проверки противопожарной безопасности или исправности сложной техники.
Сегодня чек-лист используют как самостоятельный инфопродукт. Его легко создать и передать аудитории в виде файла, но при этом формат сохраняет пользу и информативность. Чек-лист можно продавать, применять в качестве лид-магнита для вовлечения читателя в воронку продаж, на сайте для сбора контактов посетителей или предлагать клиентам в качестве бонуса.
Типы чек-листов
Выделяют два вида чек-листов:
-
Read-Do (прочитай и сделай). Это чек-лист для новичков, незнакомых с процессом. Человек читает инструкцию и отмечает выполненные этапы.
-
Do-Confirm (сделай и проверь). Подойдет для профи, которым нужен самоконтроль. В этом случае сначала выполняют задачи, а потом сверяются со списком.
Преимущества чек-листов
Чек-листы решают множество задач:
-
Систематизируют процесс. Чек-лист разбивает сложную работу на части и помогает не упустить из внимания важные детали.
-
Повышают производительность и исключают ошибки. План действий уже готов, можно сосредоточиться на главном.
-
Облегчают делегирование. С помощью готовой инструкции сотрудникам проще разобраться в новой задаче без потери качества.
-
Снижают необходимость в контроле. Руководитель может отследить ход работ и корректировать процесс на любом этапе. Четкий алгоритм облегчает проверку задач.
Чек-лист — это еще и инструмент личной эффективности: он дисциплинирует и мотивирует. Так вы понимаете, сколько сделано и сколько осталось. Это придает силы для новых достижений.
Как создать чек-лист
При написании инструкции постарайтесь соблюдать правила:
-
Перед тем, как составить чек-лист, обозначьте цели: кто будет читать чек-лист, какие проблемы он решит.
-
Привлеките к работе над контрольным списком сотрудника, знакомого со спецификой процессов.
-
Дробите сложные задачи на тематические категории. Это упростит навигацию по списку.
-
Пишите кратко и понятно. Один пункт — одна задача. Не надо указывать в чек-листе абсолютно все. Ограничитесь информацией, которая влияет на результат.
-
Выдерживайте небольшой объем. Если пункты не помещаются на одном листе, то стоит разбить список на несколько.
-
Оставляйте место для дополнительных записей. Это нужно, чтобы добавлять коррективы и уточнения.
В идеальный чек-лист важно включить то, что поможет сделать задачу:
-
единицы, которые нужно измерить или проверить;
-
критерии для самоконтроля, чтобы определить, что сделано верно, а где допущена ошибка;
-
спецификации, нормы и стандарты для конкретной задачи;
-
периодичность проверок;
-
контакты ответственного за работу.
Как и другие нововведения, чек-лист нуждается в тестировании. Отследите, как работает инструкция на практике, чтобы внести правки.
Есть и другие способы повышения эффективности. Чтобы отладить сложные процессы, например, работу колл-центров, используйте аналитические инструменты. Бизнес-аналитика MANGO OFFICE дает оценку качества работы операторов по заданным параметрам, отслеживает количество пропущенных вызовов и генерирует отчеты. Руководитель сразу видит изменения в динамике и может быстро принимать решения, пользуясь комментариями и рекомендациями системы.
Примеры чек-листов
В повседневной жизни мы постоянно пользуемся чек-листами. Посмотрим, какие форматы используют чаще всего.
Трекер. Этот чек-лист помогает отслеживать частоту действий и выработать полезные привычки. Например, начать бегать по утрам или бросить курить. Можно указать в чек-листе вознаграждение: если человек каждый день в течение недели занимался спортом, то может купить себе что-то в подарок. Это придает сил и мотивирует не бросать начатое.
Лайфхаки и советы. Это рекомендации для улучшения процессов. Например, советы по правильному составлению резюме или лайфхаки для изучения иностранного языка.
Прочитай и сравни с собой. Эти списки содержат критерии, которые помогают распознать какие-либо явления. Например, понять, что у человека затяжная депрессия или пора увольняться с работы.
Бинго. Формат популярен в соцсетях. Это картинка, разделенная на несколько квадратных частей, в каждой находится фраза, характерная для определенной ситуации или группы людей. Если фраза подходит, напротив ставят галочку. Есть бинго на любые темы, например «Саморазрушение», «Плохая мать», «Бинго для рабочих совещаний».
Развлекательный чек-лист. Такая инструкция не решает сложные задачи, ее создают ради шутки. Например, «Чек-лист для создания осеннего настроения», «Как правильно сидеть дома в карантин». Формат часто используют в рекламе для вовлечения аудитории.
Где создать чек-лист
Раньше чек-листы составляли на бумаге. Сейчас создать чек-лист проще с помощью программ: в онлайн-календарях, таблицах в Word и Excel, заметках в телефоне.
Если планируете использовать чек-листы многократно, лучше использовать специальные сервисы EverNote, ToDo, Notion или приложения-планировщики. Программы помогают работать с большим объемом данных, систематизировать информацию, интегрировать ее с разными сервисами, делиться и обсуждать задачи с командой.
Если важно качество оформления, воспользуйтесь конструктором с готовыми шаблонами — Canva, 365done.ru.
Заключение
Чек-лист — инструмент, который помогает в быту и в бизнесе. Он упорядочивает процесс и упрощает работу. Но это работает только тогда, когда к составлению чек-листа подходят серьезно: соблюдают правила и рекомендации, советуются со специалистами и тестируют разные варианты. Чек-листы помогают не только управленцам, но и маркетологам: красиво оформленная и полезная инструкция привлечет внимание аудитории к вашему бренду.